День Святой Троицы. 385 лет храму. 23 июня 2013 года

В этом году Троицкой церкви в местечке Троица-Чижи под городом Павловский Посад исполняется 385 лет.

Почему такая дата и откуда она взялась?

В первой половине XVII века  в России правил первый царь из династии Романовых Михаил Федорович, с воцарением которого закончилась эпоха Смуты, принесшая стране великие разорения.  При первом Романове остро встает вопрос  о взаимоотношении церкви с государством. Восстановление государства после Смуты требовало тесного сотрудничества с церковью. Здесь нельзя не отметить тот факт, что четвертым патриархом при новом царе становится его отец боярин Федор Никитич Романов. В этот период произошло окончательное оформление аппарата Патриаршего приказного управления, который просуществовал вплоть до петровских преобразований. Патриаршие приказы представляли собой центральные учреждения Московской патриархии, в ведении которых находились патриаршие вотчины и хозяйства (Дворцовый патриарший приказ), сбор налогов и пошлин (Казенный патриарший приказ), назначение духовенства на должности (Судный патриарший приказ, или Патриарший разряд). Составляемые приходо-расходные и иные книги Казенного и Дворцового приказов на сегодняшний день являются ценным источником информации по истории церквей. Как раз в расходной книге Казенного приказа за 1628 год исследователем-краеведом Павлово-Посадского края Надеждой Васильевной Фоломеевой (автор книги по истории сел и деревень Павлово-Посадского р-на «Земля Павлово-Посадская») была найдена запись о Троица-Чижской церкви.

В документе значилось: «Церковь святой Троицы деревянная, построенная изстари, на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости; по окладу 1628  года дани 10 алт. 5 ден., заезда 3 алт., кормовая гривна».

Фактически, это первое упоминание о Троица-Чижах в летописи. Более ранних документов пока не найдено. Поэтому дата «1628 год» является точкой отсчета истории Троицкой церкви на реке Дрезна и 385-летие ее, отмечаемое в этом году, приурочено именно к этой исторической дате. Здесь нельзя не возразить, что церковь и ее небольшой приход существовали на месте Троица-Чижей гораздо раньше. Археологически это подтверждено. Находки, сделанные при реконструкции «Чижей», как отдельного церковного комплекса, говорят нам о том, что во времена Ивана Грозного приход уже существовал. А это, как минимум на 40 лет раньше первого упоминания в исторических документах.

 

Не менее интересным и часто задаваемым вопросом является происхождения названия «Троица-Чижи».

Об истории того или иного места, издавна населенного людьми, многое можно сказать, исходя из одного только названия этого места. Наукой, изучающей географические названия, их происхождение, смысловое значение и развитие является топонимика. В Подмосковье еще много географических названий, значения которых до конца не ясны. К примеру, на юге Павлово-Посадского района есть место, именуемое Троица-Чижами. О происхождении названия погоста Чижи, где с незапамятных времен стоит церковь Живоначальной Троицы, не раз высказьшались областные краеведы. Один из них, И.Голубков, даже опубликовал статью в одной из областных газет под названием «Подмосковные Кижи».

Вот отрывок из этой статьи, относящийся непосредственно к топонимике слова «Чижи».
По преданию Нестор, староста артели плотников, завершив сооружение последнего храма на Спасском Кижском погосте, что в Карелии, бросил в озеро свой топор в знак того, что уж лучше построить что-либо ему не придется. И мы с этим согласны. Деревянные храмы острова Кижа-саари — памятник архитектуры мирового значения. Но, оказывается, Кижи имеются и у нас, под Москвой, в Павлова-Посадском районе.
Название Кижа-саари (Кижи) в переводе означает «остров игрищ» (в слове «Кижи» ударение следует делать на первом слоге). «Игрищами» русские называли ритуальные действия древних язычников: карел, мери, чуди, проходившие в «священных» местах. В числе таких мест следует полагать и Троицкий погост, расположенный в нашем районе близ деревни Часовня. Чижи, Троице-Чижи, Троице-Чижевский погост, — так именуется это место в старинных документах. Название, несомненно, связано не с обилием чижей в данной местности. «Чижи» — русифицированное финноязычное «Кижи».

Версия И.Голубкова основана на предположении, что название погоста перешло от народа, когда-то населявшего здешние леса вдоль берега реки Дрезна. В нашем крае это были финноугорские племена мерян. Это версия очень интересная. Но, пока нет очевидных материальных свидетельств населения Троица-Чижей в дохристианский период.

Совсем недавно появилась совершенна иная версия происхождения названия «Чижи» и, на наш взгляд, более убедительная. В словаре Владимира Даля есть обыкновенное слова «чиж». Одно из его толкований: чиж — растение (рогоз, палочник). Топонимы, образованные от названий видов деревьев и других растений, имеют особый интерес. В процессе обоснования новой версии для начала обратимся к географии места, где находятся Троица-Чижи. Территориально это Мещерская низменность, для которой характерна сильная заболоченность ряда мест. Река Дрезна, на правом берегу которой стоит Троицкая церковь, берет свое начало из болот, находящихся между деревнями Кузяево и Часовня. Поэтому русло реки у погоста довольно сильно заболочено. Такую картину можно было наблюдать и 200 лет назад, что подтверждается историческими источниками из архива. Это излюбленные места для произрастания рогоза и палочника. Рогоз (не путать с камышом) в основном растет по берегам рек и озер. Сейчас на дрезненском болоте его не увидишь, но в далеком прошлом, когда Дрезна могла быть более полноводной, ее берега вполне могли быть заселены подобным растением. Палочник представляет собой водное растение семейства осоковых с длинными круглыми стеблями. На болотах его очень часто можно встретить. Видимо, именно эта растительная составляющая бросилась в глаза людям, однажды пришедшим на место Троицкого погоста. «Да тут одни чижи!» — могли сказать они, глядя на заросли, тянущиеся вдоль речки. С тех пор так и повелось называть погост, который до XIX века именовался просто — «Троицким», а с началом XIX века «Троицким, что в Чижах».

Проведя небольшой экскурс в историю, хочется вернуться в наши дни и обратиться к сегодняшнему престольному празднику, дню Святой Троицы.

Праздник начался водосвятным молебном и литургией,  по окончании которой была совершена вечерня с коленопреклонеными молитвами. Богослужение  совершал настоятель храма священник Дионисий Тонков. После окропления святой водой все прихожане и гости храма смогли отведать настоящую полевую кухню, которую приготовил шеф-повар ресторана, а по совместительству мастер на все руки, Розанцев Виталий Михайлович с соработниками. Каша из солдатской печки, чай из самовара, который постоянно кипел и, конечно, квас, который вот уже по доброй традиции не в первый раз привозит благотворитель храма Максенков Александр Николаевич, за что огромный поклон – все было сделано по-доброму и с любовью.

Тем временем  на сцене, которая была сооружена стараниями церковного старосты Купленова Анатолия Степановича на базе нашего «колуна» или ЗИЛ-157. Эта машина помнит всю новую историю Чижей, помнит ту невероятную дорогу, по которой она доставляла в храм прихожан, фактически плывя по воде и утопая в грязи. Дети воскресной школы и взрослый хор храма под руководством матушки Василии Канатниковой приготовили концерт, сопровождаемый бурными аплодисментами.  Алтарники храма сольно исполнили песни про ВДВ, группы «Кино» и «Машина времени».

На празднике побывали представители Павлово-Посадского хуторского казачьего общества во главе с атаманом.

После концерта настоятель храма отбыл в приходские деревни Малыгино и Часовня, отслужив молебны и поздравив всех с праздником.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий